«Сказка – ложь, да в ней намек...»

 

И. Н. ХОХЛОВА,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа № 35» Нижегородского района,

г. Нижний Новгород

 

 

Меняющийся мир, агрессивная социальная среда заставляет человека быстро реагировать на ситуацию, делать определенный выбор. Люди, переживающие различные катаклизмы, по-разному решают социальные проблемы. Одни — через отрицание привычных устоев, другие ищут опору в традициях.

 

Но на сегодняшний день связи между поколениями в значительной степени порушены. Раньше житейский опыт передавался в семье. Сегодня отголоски мировых потрясений ХХ столетия проявляются везде. Где искать опоры для созидания завтрашнего дня? Этот вопрос актуален не только для подрастающего поколения, но и для нас, педагогов. Ведь сейчас на школьного учителя ложится большая ответственность: задать правильные жизненные ориентиры ученикам, научить отличать правду от лжи. По требованиям ФГОС школа должна формировать личность с активной социальной позицией.

Мудрость предыдущих поколений, несмотря ни на что, сохранилась и, прежде всего, в письменных источниках, в литературе, в частности, в сказках. «Сказки же — это, прежде всего, русская поэтическая стихия, сконденсировавшая веками накопленные и проверенные ценности народа, его этическую философию, хранящая национальные нравственные устои» [3, с. 240].

Мы предлагаем познакомить учеников со сказкой В. И. Даля «Счастье». Владимир Иванович трепетно относился к слову, собирал по крупицам «Словарь Живого Великорусского языка», сказки, песни, пословицы, чтобы передать драгоценный опыт народа следующим поколениям.

Проблема — как быть счастливым — заботит человека испокон веков.

Сказка В. И. Даля начинается с вопроса: «что такое счастье и где его искать?». А далее идет повествование о «сильном, могучем и богатом царе», у которого смертельно больна единственная дочь. Он готов «обсыпать золотом» «счастливца», который отдаст свою рубаху. Как сегодня знакома нам эта формула! Но, оказывается, не всё продается и покупается. Предсказание «старика» не исполняется, оно было призывом к покаянию, потому что отнять последнюю рубаху у нищего — это преступление.

«Довольного и счастливого» во всем царстве не сыскать. «Кто и доволен бы судьбой, да денег мало; кто и богат, да хотелось бы быть побогаче; у кого жена хороша, да соседи не годятся. Кто жены просит, кто разводу, кто знати». Каждый в этом царстве думает о себе, а что происходит рядом, никого не волнует. Ни один из подданных царя не проявляет желания спасти царскую дочку. Тогда понятным становится начало сказки: «а на страну ту напало, попущением Божиим, злое моровое поветрие». Бог попустил болезнь, чтобы люди одумались, задумались: а в чем же оно счастье?

Интересен и поучителен конец сказки: царь остается ни с чем, долгожданный счастливец найден, а рубаха-то его «вся истлела, износилась — он ее и кинул». Счастье нельзя передать. А уж снять последнюю рубаху с другого и быть при этом счастливым никак не получится.

В словаре В. И. Даля находим значение слова «счастье (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля» [2]. Это слово состоит из корня «часть» и приставки «со-», то есть ты — часть чего-то общего. Той общины, в которой живешь. Люди в сказочной стране разобщены, у них нет общих ориентиров, общего дела, взаимопомощи и поддержки, а, следовательно, они несчастны. Это авторская позиция. «Счастливый был человек. Потому что он-то знал: счастье бесполезно искать где-то снаружи, «счастье у вас, внутри вас, это воля ваша, сила души»… «Назначение человека именно то, чтоб делать добро» [1].

Сказка заканчивается многоточием. Она приглашает читателя к диалогу, к размышлению, к дополнению. А значит к продолжению воплощения традиции народа.

Литературное произведение, в частности сказка, это авторское моделирование личностных и общественных отношений. Сказка — открытая модель, она приглашает к уважительному диалогу; читая ее, мы вступаем в творческое общение с автором, с историей страны.

На уроке литературы в пятом классе мы предложили детям познакомиться со сказкой В. И. Даля «Счастье», чтобы найти «накопленные и проверенные ценности», на которых строили жизнь наши предки для созидания завтрашнего дня. Идея урока «Что такое счастье и где его искать?» побуждает учащихся к серьезному размышлению над вопросом, который задает себе каждый из них не один раз. Оказывается — обнаруживают ребята — ответственное и уважительное отношение к жизни определяет полноту бытия человека.

Для совместной и продуктивной работы учащимся предложили объединиться в небольшие группы. Важно между ребятами организовать диалог и доброжелательное отношение друг к другу, чтобы каждый высказал свою точку зрения и чтобы участники пришли к согласованному решению. Если у кого-то есть свой, отличный от решения группы ответ, тот высказывается отдельно.

Для определения зоны актуального развития (по Л. В. Выготскому) детей были предложены следующие вопросы:

1. Как вы понимаете всем известную фразу: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? Почему сказка — урок не всем, а только добрым молодцам?

2. Почему мы читаем сказки на протяжении тысячелетий (веков)?

3. Что такое счастье? Какого человека вы бы могли назвать счастливым?

Далее учитель читает текст вслух. Следует обратить внимание на то, как важно сегодня для понимания смысла произведения правильно оценить контекст, в котором эта сказка предлагалась слушателям в прежние времена.

Для анализа произведения были предложены следующие вопросы:

1. Почему царь остался ни с чем?

2. Почему предсказание старика не сбылось?

3. Почему в царстве не было счастливых людей?

4. Почему моровое поветрие — это попущение Божье?

5. Что для автора счастье?

6. Почему сказка заканчивается многоточием?

Ребята обсуждают вопросы в группах, ищут подтверждение своих мыслей в тексте. По сути, еще раз перечитывают текст, осмысляя его содержание. Краткие выводы по итогам работы в группах участники записывают на доске.

В конце урока предлагаем ответить на вопрос «Как понять выражение: социальный слух?». Ответ на этот вопрос помогает определить зону ближайшего развития (по Л. В. Выготскому).

Итогом работы учащихся на уроке был письменный ответ на вопрос «Что такое счастье и где его искать?» Приведем несколько отрывков из детских работ.

Счастье — это, прежде всего, семья. Мама и папа. Мама с папой дают любовь и счастье с первых минут жизни. Чаще всего счастье не нужно искать, оно всегда рядом с нами, хотя порой мы его не замечаем, как царь из сказки В. И. Даля. Если есть счастье в семье, оно есть и у тебя. (Екатерина Ж.)

Сказка поясняет, что вместе мы сильнее. Когда царевна заболела, народ собрался вместе, хотя до этого каждый думал только о себе. Я думаю, что если бы люди не объединились, то царевна бы погибла. Счастье — это когда ты — часть целого народа, когда все помогают другим. (Анна П.)

Смысл сказки заключается в том, что счастье — это когда все вместе. Это когда народ не говорит, что он хочет, а когда задумывается еще и о других. Бог специально послал болезнь, чтобы народ задумался. (Алена С.)

…Согласия не будет без добра и ума. (Арсений В.)

В обнаруженном разнообразии мнений ребята находят ту систему отношений, по которой создатели этого произведения строили свою жизнь. Мы едины в признании этой системы отношений, по ней мы организуем нашу жизнь в прошлом, настоящем, надеемся, и в будущем.

Прогнозируемый результат

Предметные: внимательное отношение к слову, умение интерпретировать текст, создавать связное высказывание, развитие устной и письменной речи учеников.

Личностные: формирование ответственного отношения к слову, сопоставление системы ориентиров деятельности в сказке с личностной системой ориентиров, уважительное отношение к мнению других.

Метапредметные: умение работать в коллективе, способность корректировать свою точку зрения на основе опыта общения в группе, наработка готовности к диалогу: желание изменить свои установки ради более полного освоения новой информации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Даль, В. И. Сказки. / В. И. Даль. — Москва : Белый город, 2011. — 128 с. ISBN 978-5-7793-2126-6

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т. 4: P — V. / В. И. Даль. — Москва : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. — 683 с.

3. Непомнящий, В. С. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. / В. С. Непомнящий. — Москва : Сестричество во имя вел. кн. Елизаветы, 2001. — 398 с. ISBN 5-89439-072-9

 

Практика школьного воспитания № 2, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм