Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми
Е. А. ЕФРЕМОВА,
педагог-организатор,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДТ Автозаводского района»,
г. Нижний Новгород
2024 год объявлен Годом семьи (Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. № 875), поэтому именно в этом году будет уделено особое внимание развитию и формированию семейных ценностей, укреплению института семьи.
Взаимодействие образовательной организации с семьями обучающихся осуществляется с целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей) в области образования, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения единства подходов к воспитанию и обучения детей в условиях образовательной организации и семьи, повышения воспитательного потенциала семьи.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения.
Известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.
Ежегодно в нашем Центре детского творчества обучается более 6000 детей в возрасте от 3 до 18 лет. В программе развития ЦДТ Автозаводского района одним из приоритетных направлений является «Сотрудничество с семьей». В его задачи входит:
- установление отношений сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности;
- расширение содержания и форм взаимодействия с семьей;
- создание условий для активного участия родителей в организации образовательной и досуговой деятельности.
1. «Семейное воспитание» направлено на оказание помощи образовательным учреждениям всех типов и видов Автозаводского района в реализации основных направлений семейного воспитания по развитию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, городской комплексной программы развития семейного воспитания «В интересах семьи и детей», мега-проекта «Мы вместе». Ежегодно реализуются три основные проектные линии: районный этап городской акции «Материнская слава», районный этап городской акции «Сын. Отец. Отечество», районный этап городского фестиваля «Семья года».
2. Семейный проект «Территория спорта» (бесплатные спортивные тренировки в Автозаводском районе). Проект «Территория спорта» стал победителем всероссийского конкурса молодежных проектов в 2022 году. Фестиваль в 2023 году объединил более 50 семей района, которые активно проводят свободное время и популяризируют ценности здорового образа жизни.
3. Формы взаимодействия семьи и педагогов допобразования в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (открытые занятия, мастер-классы, концерты и пр.).
Под руководством педагога Е. А. Ефремовой реализуются направления работы по взаимодействию семьи и педагога в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развитие творческого мышления и воображения» социально-гуманитарной и художественной направленностей для детей шести-восьми лет, такие как:
- социально-педагогический анализ семей обучаемых детей;
- оказание информационной и консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам обучения и развития ребенка;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс (участие в конкурсах, открытые занятия, мастер-классы и др.).
В октябре прошлого года семейные коллективы участвовали в благотворительной акции «Территория Добра». Открытки с пожеланиями были изготовлены и переданы для одиноких престарелых людей. А новогодние открытки от наших воспитанников и их родителей отправились уже в зону специальной военной операции.
Весной этого года Иван Лютов занял первое место на районном этапе региональной выставки-конкурса изобразительного искусства, художественной фотографии и декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов «Мир чудес». Теперь все вместе ждем его успехов на региональном уровне конкурса.
Одна из самых ярких форм взаимодействия с родителями — это открытое занятие в формате «мастер-класс». Мастер-классы — это сочетание увлеченности с пользой, командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие и положительные эмоции и в то же время получить какой-то новый опыт в жизни, научиться ранее неизвестным навыкам.
В декабре 2023 года прошел мастер-класс на тему «Новогодние сувениры из соленого теста». На нем присутствовали в течение двух дней по 10 семей. Были не только родители, но и бабушки, сестры и братья. Лепили из соленого теста игрушки на елку, получились очень яркие, оригинальные, сделанные с любовью сувениры.
Цель мастер-класса — создание условий для овладения техникой изготовления изделий из соленого теста родителями и детьми с последующим применением в совместной деятельности.
Ребята вместе с родителями пошагово создавали свою игрушку из соленого теста, взаимодействовали, помогали и поддерживали друг друга. Родители и дети получили массу удовольствия в этой совместной деятельности (https: //avtcrtd.ucoz.ru/news/master_klass_v_tvorcheskom_obedinenii/2023-12-12-2304).
В марте этого года состоялся мастер-класс по пластилинографии на тему «Загадочные персонажи» (https: //avtcrtd.ucoz.ru/news/vesennie_master_klassy/2024-03-12-2305).
Цель этого мастер-класса — вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность через овладение техникой «пластилинография».
Ребята и родители фантазировали и создавали забавные картины из пластилина. Работы, выполненные в этой технике, могут быть использованы в качестве подарка, интересны в украшении интерьера квартиры или дома, а также могут стать достойными экспонатами на различных конкурсах и выставках.
Важным условием развития детского творчества при использовании пластилинографии является создание эмоционально-благополучной атмосферы. В результате деятельности важен не только ее продукт, но и положительные эмоции, хорошее настроение, доверительная атмосфера, желание творить.
Таким образом, сотрудничая с родителями, мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности не только ребенка, но и его родных, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им возможность знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности: в игре, труде, на прогулке. Такие наблюдения — источник новых, подчас неожиданных, знаний о своих детях.
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: