График успеха – отличный способ взаимодействия с родителями учащихся

 

Д. В. ФИЛЬЧЕНКОВА,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»,

г. Саров

 

Взаимодействие с родителями для педагогов дополнительного образования представляется непростым процессом, особенно, если обучающиеся — старшеклассники. Но если применять некоторые удачные подсказки из опыта старших коллег, то на деле все¸ оказывается не так уж и сложно. Добрый совет — на 100 процентов использовать «День открытых дверей». Например, в нашем Дворце детского творчества — это традиционное общее собрание, где директор представляет всех педагогов и происходит первое знакомство с родителями, а затем мы более плотно общаемся в аудиториях. И чаще других в ходе разговора звучат вопросы: что полезного вы можете дать моему ребенку и как мы поймем, что занятия эффективны?

Мне легко отвечать на эти вопросы. Почему? Еще недавно я сама училась в Ивановском государственном энергетическом университете и знаю, что требуется абитуриентам и студентам в процессе получения образования. А теперь работаю в Российском федеральном ядерном центре — Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) и понимаю, какие конкретные знания и навыки по математике и физике нужны молодым специалистам. С учетом этих позиций и запроса предприятия была составлена программа «Физика+» для учеников 9—11-х классов. Опытом, который появился за два года моей работы во Дворце, хочу поделиться с читателями журнала.

Традиционная пятибалльная шкала, на мой взгляд, недостаточно точно отражает уровень знаний обучающихся, к тому же оценка ставится за сумму всех навыков, а не за одно конкретное умение. Для повышения точности оценивания и снижения субъективности я решила ввести процентную шкалу (от 0 до 100 %) и строить график успеха. При этом учитывается не владение предметом в целом, а каждый конкретный показатель. Этот пример графика демонстрирует знания по физике, но также может использоваться и для других предметов.

Одно из достоинств метода состоит в том, что наглядный результат появляется быстро: нужно просто вставить в таблицу Excel цифры-оценки по каждому ученику подобно тому, как выставляются оценки в журнал, а график Excel построен автоматически.

Пример графика успеха реального ученика за 2022/2023 учебный год представлен на рисунке.

 

 

График состоит из пяти показателей: теория, перевод в единицы СИ, решение задач в классе, математические действия, домашнее задание. Каждый показатель для наглядности обозначен своим цветом. Из графика, который строится с сентября по май, видно, в чем именно ученик отстает, что позволяет точнее сформировать каждому ребенку индивидуальную образовательную траекторию и задания для исправления ситуации. К примеру, ученик плохо переводит в единицы СИ (результат ниже 50 %). В таком случае к домашним задачам ему добавляется необходимое количество примеров перевода (не менее пяти примеров). А теперь расскажу подробнее о каждом показателе.

Мониторинг показателя «теория» осуществляется в ходе пятиминуток: в начале каждого занятия ребята получают индивидуальные билеты с 4—5 краткими вопросами по одной из пройденных ранее тем (тема и номер билета выбираются в случайном порядке). Для ответа на каждый вопрос тратится около минуты, например, написать формулу и расшифровать все входящие в нее элементы (обозначение, единица измерения, векторная это величина или скалярная), нарисовать схему действия сил, решить задачу в одно действие.

Мониторинг показателя «перевод в СИ» осуществляется похожим образом: выдается индивидуальный билет, в котором пять примеров, решение которых требует знания внесистемных и системных единиц измерения и умения работать со степенями. Задание выглядит так: «перевести в единицы СИ, используя свойства степеней». В билете обязательно присутствует и приставка без степени (например, мм), и приставка со степенью (например, см2), причем и дольные, и кратные. Для выполнения задания дается тоже пять минут.

Третий показатель «задачи в классе» считается как средний процент решения задач в течение урока. Если ученик верно записал/вывел формулу, но получил неверный ответ — задача считается решенной, но снимаются проценты с других навыков (математика или СИ).

Четвертый показатель «математические действия» отражает умение ученика пользоваться математическими операциями: решение уравнений и их систем, действия со степенями, а в 10—11-м классах — еще и дифференцирование с интегрированием. Также в оценку показателя входит умение пользоваться инженерным калькулятором.

Пятый показатель «домашнее задание» характеризует самостоятельное решение задач дома. Как правило, для девятиклассников — это одна-три задачи (чаще всего две) по пройденной теме, в том числе индивидуальное задание (например, дополнительные примеры перевода в СИ, если у ученика проблема в данном показателе). Для десятиклассников и выпускников школы задач гораздо больше — до семи, причем они различного уровня сложности. При необходимости старшеклассникам выдается дополнительное задание, связанное, как правило, с навыком пользования калькулятором.

В конце месяца родитель каждого ученика получает по электронной почте график успехов своего ребенка, сопровождаемый подробным комментарием преподавателя. Тем, кто не пользуется электронной почтой, динамика успеваемости сообщается устно по телефону. Данная форма обратной связи положительно оценивается родителями. Для улучшения мотивации и понимания сильных и слабых сторон график успеха демонстрируется и ребятам.

В конце учебного года на основе такого графика можно составить прогноз успешной сдачи ОГЭ/ЕГЭ. Могу сказать, что по достижениям 2022/2023 учебного года прогноз по возможным результатам учеников на экзамене сбылся на 80 процентов.

Возвращаясь к вопросам родителей, могу добавить, что использование графика успеха помогает дополнить картину успеваемости и «погружения» ребенка в физику. Родители уже сами видят «белые пятна», просят уделить внимание той или иной теме и советуются с педагогом при выборе вуза (в случае выпускников школ). Я очень дорожу этой устоявшейся системой взаимодействия и уверена, что график успеха тоже сыграл свою положительную роль.

 

Практика школьного воспитания № 2, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм