Воспитание в школе: как создать дом за пределами дома
В. М. БАРИНОВА,
учитель математики,
руководитель ШМО учителей математики,
русского языка и чтения
ГКОУ «Кулебакская специальная коррекционная школа»,
г. Кулебаки
Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести —
ничего, чем человек есть человек.
В. Г. Белинский
Целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания указаны в Программе воспитания ГКОУ «Кулебакская специальная коррекционная школа». В идеале, школа должна воспитать личность, сознающую ценность каждой человеческой жизни, признающую индивидуальность и достоинство каждого человека; умеющую анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них; доброжелательную, проявляющую сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающую неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям; понимающую необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющую готовность к самоограничению своих потребностей; владеющую первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий; знающую и уважающую традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности); владеющую первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сознающую нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющую интерес к чтению; и соблюдающую основные правила этикета в обществе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не всегда поступают так, как принято в обществе, а, чаще всего, делают так, как нужно им или как принято в их круге общения. Как сделать, чтобы такие дети жили в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми, не забывали прошлого, ценили настоящее, любили свою семью? Секрет этой гармонии прост: нравственное воспитание ребенка и духовное развитие. Когда в семье рождается человек, родители дают ребенку азы нравственного поведения. Для семьи главная цель — сформировать личность, которой папа и мама передадут культурные ценности, накопленные личностью и обществом; привьют способности для восприятия и принятия культурного наследия.
За время существования Кулебакской коррекционной школы в ней учился разный контингент учащихся: из многодетных семей, дети, которых воспитывала одна мама или один папа, опекаемые, дети-сироты. И каждая семья была уникальна и неповторима. Но каждый ребенок по-своему дорожил своей семьей. И каким бы добрым и профессиональным не был педагог, мнение родителей было на первом месте. Именно они учат ребенка радоваться жизни и уметь переносить трудности. Каждая семья стремится воспитать ребенка добрым, терпимым, честным, порядочным. Своим примером показывают, что надо быть трудолюбивым и бережно относиться к природе.
Школа также участвует в формировании духовно-нравственных качеств. Педагог продолжает и способствует дальнейшему развитию ребенка, опираясь на родителей как равноправных участников образовательного процесса.
Моя задача, как классного руководителя шестого класса, объединить два важнейших института воспитания воедино и создать сообщество единомышленников. Это сообщество должно помочь детям с ОВЗ выбрать правильный путь в период формирования личности и помочь разобраться с противоречивыми жизненными ситуациями. Создать такое сообщество — дело непростое: необходимо изучить семьи, составить социальный паспорт, проанализировать условия проживания и взаимоотношения между членами семьи. Для этого надо было найти подходы и расположить к себе родителей, проводить постоянные беседы и анкетирования. Учитель ни в коем случае не должен учить родителей, навязывать свое мнение. Отношения понимания и доверия и будут залогом успешной работы по духовно-нравственному воспитанию учеников. Родители должны стать непосредственными и полноценными участниками воспитательного процесса. И такая связь получилась. С начала педагогической деятельности в этой школе и по сей день я стараюсь придерживаться ценностных ориентиров для воспитания нравственного человека. Формы и методы работы менялись, а цель всегда была одна. В этой статье хочется остановиться на пяти традиционных источниках духовности и нравственности.
Самым полезным в вопросе духовно-нравственного развития ребенка оказались занятия по внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Темы занятий «Традиционные семейные ценности», «День матери», «Я и моя семья», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» помогают формировать у обучающихся понимание традиционных семейных ценностей; преемственности поколений, взаимоуважения и взаимопомощи в семье. Такие занятия мы проводим вместе с мамами, которые тоже являются полноправными участниками разговора.
Одной из традиций нашего класса стала акция социальной помощи детям-инвалидам. Таким детям всегда оказывается физическая помощь (водим за руку в столовую, помогаем одеваться при уходе домой или переодеваться на спортивные занятия), а на Всемирный день инвалидов мои ученики готовят для них праздник. Каждый год совместно с родителями мы решаем, в какой форме он будет проходить. Ученики готовят театрализованное представление, где используются рассказы и мультфильмы о доброте, дружбе. Родители помогают с подарками. Шестиклассники проводят мастер-классы по изготовлению игрушек. При этом сами получают большой заряд радости и человеколюбия и начинают чувствовать, что и они кому-то нужны (https://kulinternat.nobl.ru/presscenter/news/58235/).
«Не забывай своего прошлого, чти героев» — это девиз наших классных часов по патриотическому воспитанию. На вопрос: «Какие они солдаты?» ученикам нашей школы помогли ответить участники военно-патриотического клуба «Каскад». Выступая на школьной сцене с военно-спортивной композицией, они показали, что российский солдат должен быть организованным, храбрым, жертвовать собой ради спасения товарища. Выступление ребят из «Каскада» произвело большое впечатление на наших детей (https://kulinternat.nobl.ru/presscenter/news/30410/). Но и сами ученики тоже готовились к празднику 23 февраля. Мама Димы Ковалева сшила всем одинаковые банданы, мама Димы Шмакова заказала одинаковые футболки. Вместе с учениками и их родителями собираем посылки и пишем письма ребятам, участвующим в специальной военной операции (https://kulinternat.nobl.ru/presscenter/news/60369/). Такие семьи своей помощью поддерживают в детях уважение к защитникам нашей Родины, сохранение традиций.
Отношение к растениям и животным определяет и отношение к людям. Наш класс старается участвовать во всех акциях, направленных на сохранение природы родного края, — «Принеси использованную батарейку», «День Земли» (https://vk.com/video210849888_456239032?list=d579afb89cee4ae6d9), «Покорми птиц», «Повесь кормушку», причем делать кормушки детям помогали папы. Это способствует не только ученикам, но и их родителям доброжелательно и заботливо относиться к окружающему миру.
Ничто так не сближает всех вместе как спортивные праздники, Дни здоровья. Именно они усиливают дружбу между членами семьи. «Папа, мама, я — спортивная семья», «Я и мой старший брат», где дети вместе с родителями переживают различные эмоции, испытывают радость победы. Выступления с номерами художественной самодеятельности открывают творческий потенциал семьи. Семейные конкурсы поделок позволили нашему классу занять много призовых мест в городе и области. Даже самые нерешительные, неуверенные дети открываются, чувствуя рядом плечо мамы или папы.
Участие класса в проекте «Улицы родного города», «Пасха красная», «Крещение», Новый год (https://vk.com/club210849888) возвращает нас назад к нашим истокам, формируя эмоционально-ценностное отношение к истории России. Когда ребенок поймет, как важна и значима для него семья, он сможет полюбить свой город, свою страну. Ребенок увидит, что семья — это маленькая копия страны, где люди должны любить друг друга, относиться с уважением к старшим, помогать младшим. И наоборот, узнав больше о городе, области, ученик будет лучше ценить своих родителей.
Любимыми темами на уроках «Основы социальной жизни» (ОСЖ) являются темы, связанные с семьей. Уроки проводятся в форме игры, инсценировок, экскурсий. Особенно дети любят практические занятия: приготовление пищи, стирка белья, ремонт, штопка одежды, игра с малышами, одевание маленького ребенка. Уроки формируют умение оказывать помощь близким, воспитывать уважение к дедушке, бабушке, родителям. Свои знания ребята используют в конкурсах. Например, Рома Демин вместе с мамой участвовал в региональном конкурсе «Суп да каша — пища наша».
Интегрированные уроки по математике дают огромный простор для формирования у детей навыков ведения домашнего хозяйства (математика-ОСЖ); бережного отношения к хлебу (математика-история) — «Блокадный хлеб»; доброго отношения к природе, к воде (математика-биология) — «Экологический дисбаланс»; развития трудовых навыков (профильный труд) — изготовление отвеса, «Клеим комнату», нахождение площади класса и другие; воспитывают любовь к русской литературе (чтение) — бинарный урок «Морозко». Внеклассная деятельность также объединяет детей и родителей, например, семейно-интеллектуальная игра «Руссоматика» (https://kulinternat.nobl.ru/presscenter/news/58049/).
Духовно-нравственное воспитание является одним из модулей образовательного процесса в нашей школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, которые найдут свое место в жизни и используют полученные знания и умения на благо Родины.
Дети с ОВЗ живут яркой, полноценной жизнью. Ведь у каждого такого ребенка есть свои способности и таланты. Деятельность, ее содержание, общение, отношения детей и взрослых — естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь учеников нашей школы, наполненная разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: