«Веселая математика» для разных детей

 

И. В. НОВОСЕЛОВА,

учитель начальных классов

ГКОУ «Семеновская школа-интернат»,

г. Семенов

 

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Математика — это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. А геометрические фигуры — это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

У школьников с ограниченными возможностями здоровья формирование геометрических представлений происходит замедленно, отличается своеобразием и специфическими особенностями.

Предлагаю вашему вниманию конспект урока математики (обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе), игры, задания и упражнения которого можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, коррекционных занятиях, дома. Так же представленный материал будет полезен для работы специалистам, работающим в детских дошкольных учреждениях, и учителям начальной школы.

Предмет: «Математические представления», предметная область «Математика» II вариант обучения.

Учащиеся: дети с ТМНР (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Тема урока: «Веселая математика» («Сенсорные эталоны формы»).

Цель: закрепить понятия об изученных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).

Задачи

Образовательные: обобщить знания о геометрических фигурах.

Коррекционно-развивающие: развивать память, речь, мышление, слуховое, зрительное, тактильное восприятие с помощью упражнений на синтез, анализ, сравнение, классификацию, обобщение.

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к изучению материала, усидчивость, аккуратность.

Образовательная среда урока: проектор, компьютер, снеговик (игрушка), раздаточный материал (разрезные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; для аппликации — вырезанные геометрические фигуры, клей), дидактические игры: «Рукавички», «Домик для фигуры».

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! (здороваются с помощью жестов)

Сейчас, передавая волшебное сердечко, мы назовем свои имена.

Дети называют имена.

Учитель: Молодцы! Давайте проверим, проснулись ли ваши глаза и руки? Готовы? Тогда повторяйте движения со мной!

С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза.

Вы проснулись? Сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него.

С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши.

Вы проснулись? Приложить ладони к ушам как у Чебурашки.

С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку.

Вы проснулись? Хлопки в ладоши.

С добрым утром, ножки! Поглаживание коленей.

Вы проснулись? Потопать ногами.

С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть вверх.

Мы проснулись! Указать ладонями на себя.

Учитель: Молодцы! А сейчас присаживаемся за парты! Покажем, как красиво и правильно сидит ученик за партой!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2. Целеполагание

Учитель: Ребята, я позвала сегодня к нам в гости снеговика. Снеговик хотел приехать на машине (жест), но у машины сломались колеса (показать картинку — машина без колес). Предлагаю вам отремонтировать машинку и подобрать ей колеса.

Упражнение «Колеса для машины» — учащиеся выбирают круглые колеса и прикладывают их к машине.

Учитель: Молодцы, вы правильно выбрали колеса.

Колеса должны быть круглые, тогда машина поедет (взять круг и прокатить по ладони). На квадратных или треугольных колесах машина ехать не сможет. Теперь вы поняли, как важно знать форму предмета.

Сегодня мы с вами вспомним все геометрические фигуры, которые учили.

 

 

 

 

3. Основной этап

Учитель: Посмотрите, вот и снеговик приехал! (показать игрушку) Поздороваемся с ним? (дети здороваются) Он хочет с вами поиграть и приготовил разные задания (учитель раздает коробки с геометрическими фигурами, вырезанными из плотного картона). Поиграем?

Упражнение «Круг»

Выберите и покажите круг. На что похож круг?

Круг похож на колесо,

А еще — на яблоко.

По ладошке катится,

Нам он очень нравится.

Покатайте круг по ладошке, по столу. Он хорошо катится, похож на колесо.

Упражнение «Квадрат»

А на что похож квадрат?

На печенье для ребят, (жест «Печенье»)

На платочек и на книжку, (жест «Книга»)

От коробки яркой крышку. (показать называемые предметы)

Упражнение «Треугольник»

Он похож на крышу дома (жест «Дом»),

И на шапочку для гнома.

Учитель: Молодцы (жест), вы справились с заданием!

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять — (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять. (указательным и средним пальчиками «идем» по столу)

Бабу снежную слепили, (катаем руками «комок»)

Птичек крошками кормили, («кормим птичек»)

С горки мы потом катались, (проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись, (кладем ладони на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладони)

Суп поели, («едим суп»)

Спать легли… (ладошки сложили под щёчку)

Упражнение «Поставь заплатки на рукавички»

Снеговик снова просит у нас помощи. На улице холодно, а у него износились рукавички. Нужно поставить заплатки. Поможем снеговику?

Дети выбирают заплатки соответствующей геометрической формы.

 

 

 

 

Физкультурная
музыкальная минутка

На экране — видеоролик «Капитан Краб: Снежная зарядка» (https://youtu.be/KT86joq7nkc).

Учитель: Подул сильный ветер и перепутал все геометрические фигуры. Попробуем их собрать?

Посмотрите, у каждой геометрической фигуры есть домик. Как думаете, какая фигура живет в этом домике (квадрат), а в этом? (дети сортируют фигуры) Молодцы, замечательно все¸ сделали!

Упражнение «Домик для снеговика»

Учитель: Ребята, а вы знаете, где живет снеговик? В лесу (жест «Лес»). В лесу сейчас холодно. Предлагаю построить (жест) снеговику домик (жест).

Учащиеся выкладывают из геометрических фигур на своих партах картинку: домик, елки, дерево.

4. Заключительный этап

Учитель: Снеговик благодарит вас за помощь: «Спасибо, ребята!». Ему очень понравились ваши домики.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами хорошо позанимались. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры знаем, покажем их и назовем.

А теперь наш ритуал прощания: дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!!! Обнимаемся! Молодцы! Урок окончен!

Одна из основных задач преподавания математики в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, чтобы дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

 

Практика школьного воспитания № 2, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм