«Веселая математика» для разных детей
И. В. НОВОСЕЛОВА,
учитель начальных классов
ГКОУ «Семеновская школа-интернат»,
г. Семенов
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Математика — это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. А геометрические фигуры — это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
У школьников с ограниченными возможностями здоровья формирование геометрических представлений происходит замедленно, отличается своеобразием и специфическими особенностями.
Предлагаю вашему вниманию конспект урока математики (обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе), игры, задания и упражнения которого можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, коррекционных занятиях, дома. Так же представленный материал будет полезен для работы специалистам, работающим в детских дошкольных учреждениях, и учителям начальной школы.
Предмет: «Математические представления», предметная область «Математика» II вариант обучения.
Учащиеся: дети с ТМНР (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Тема урока: «Веселая математика» («Сенсорные эталоны формы»).
Цель: закрепить понятия об изученных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).
Задачи
Образовательные: обобщить знания о геометрических фигурах.
Коррекционно-развивающие: развивать память, речь, мышление, слуховое, зрительное, тактильное восприятие с помощью упражнений на синтез, анализ, сравнение, классификацию, обобщение.
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к изучению материала, усидчивость, аккуратность.
Образовательная среда урока: проектор, компьютер, снеговик (игрушка), раздаточный материал (разрезные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; для аппликации — вырезанные геометрические фигуры, клей), дидактические игры: «Рукавички», «Домик для фигуры».
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! (здороваются с помощью жестов)
Сейчас, передавая волшебное сердечко, мы назовем свои имена.
Дети называют имена.
Учитель: Молодцы! Давайте проверим, проснулись ли ваши глаза и руки? Готовы? Тогда повторяйте движения со мной!
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза.
Вы проснулись? Сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него.
С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши.
Вы проснулись? Приложить ладони к ушам как у Чебурашки.
С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку.
Вы проснулись? Хлопки в ладоши.
С добрым утром, ножки! Поглаживание коленей.
Вы проснулись? Потопать ногами.
С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть вверх.
Мы проснулись! Указать ладонями на себя.
Учитель: Молодцы! А сейчас присаживаемся за парты! Покажем, как красиво и правильно сидит ученик за партой!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Целеполагание
Учитель: Ребята, я позвала сегодня к нам в гости снеговика. Снеговик хотел приехать на машине (жест), но у машины сломались колеса (показать картинку — машина без колес). Предлагаю вам отремонтировать машинку и подобрать ей колеса.
Упражнение «Колеса для машины» — учащиеся выбирают круглые колеса и прикладывают их к машине.
Учитель: Молодцы, вы правильно выбрали колеса.
Колеса должны быть круглые, тогда машина поедет (взять круг и прокатить по ладони). На квадратных или треугольных колесах машина ехать не сможет. Теперь вы поняли, как важно знать форму предмета.
Сегодня мы с вами вспомним все геометрические фигуры, которые учили.
3. Основной этап
Учитель: Посмотрите, вот и снеговик приехал! (показать игрушку) Поздороваемся с ним? (дети здороваются) Он хочет с вами поиграть и приготовил разные задания (учитель раздает коробки с геометрическими фигурами, вырезанными из плотного картона). Поиграем?
Упражнение «Круг»
Выберите и покажите круг. На что похож круг?
Круг похож на колесо,
А еще — на яблоко.
По ладошке катится,
Нам он очень нравится.
Покатайте круг по ладошке, по столу. Он хорошо катится, похож на колесо.
Упражнение «Квадрат»
А на что похож квадрат?
На печенье для ребят, (жест «Печенье»)
На платочек и на книжку, (жест «Книга»)
От коробки яркой крышку. (показать называемые предметы)
Упражнение «Треугольник»
Он похож на крышу дома (жест «Дом»),
И на шапочку для гнома.
Учитель: Молодцы (жест), вы справились с заданием!
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять — (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять. (указательным и средним пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили, (катаем руками «комок»)
Птичек крошками кормили, («кормим птичек»)
С горки мы потом катались, (проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись, (кладем ладони на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладони)
Суп поели, («едим суп»)
Спать легли… (ладошки сложили под щёчку)
Упражнение «Поставь заплатки на рукавички»
Снеговик снова просит у нас помощи. На улице холодно, а у него износились рукавички. Нужно поставить заплатки. Поможем снеговику?
Дети выбирают заплатки соответствующей геометрической формы.
Физкультурная
музыкальная минутка
На экране — видеоролик «Капитан Краб: Снежная зарядка» (https://youtu.be/KT86joq7nkc).
Учитель: Подул сильный ветер и перепутал все геометрические фигуры. Попробуем их собрать?
Посмотрите, у каждой геометрической фигуры есть домик. Как думаете, какая фигура живет в этом домике (квадрат), а в этом? (дети сортируют фигуры) Молодцы, замечательно все¸ сделали!
Упражнение «Домик для снеговика»
Учитель: Ребята, а вы знаете, где живет снеговик? В лесу (жест «Лес»). В лесу сейчас холодно. Предлагаю построить (жест) снеговику домик (жест).
Учащиеся выкладывают из геометрических фигур на своих партах картинку: домик, елки, дерево.
4. Заключительный этап
Учитель: Снеговик благодарит вас за помощь: «Спасибо, ребята!». Ему очень понравились ваши домики.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами хорошо позанимались. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры знаем, покажем их и назовем.
А теперь наш ритуал прощания: дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!!! Обнимаемся! Молодцы! Урок окончен!
Одна из основных задач преподавания математики в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, чтобы дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: