Формирование семейных традиций – залог счастливой семьи

 

М. М. КОНДРЯ,

учитель начальных классов,

руководитель семейного клуба «Содружество»

МАОУ «Уренская СОШ № 2», г. Урень

 

В семье закладываются корни,

из которых вырастают потом

и ветви, и цветы, и плоды.

На моральном здоровье семьи строится

педагогическая мудрость школы.

В. А. Сухомлинский

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обеспечивает: единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного начального общего образования» [1].

Семья — ячейка общества, малая социальная группа с присущими ей групповыми ценностями, традициями, перспективами (Психология семьи / https://ppt-online.org/-1264904). Радует то, что ценность семьи и семейного образа жизни остается для россиян достаточно высокой.

В нашей стране все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми.

Семейные ценности — это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение, это чувства, благодаря которым семья становится крепкой и единой. Их, конечно, формируют старшие поколения. Многие родители стремятся быть вовлеченными в жизнь ребенка, стараясь своим примером показывать благоприятные векторы развития. Но порой им не хватает помощи. Жизненные и образовательные ресурсы на тему воспитания детей периодически иссякают и требуют подпитки.

С целью создания условий для партнерства и сотрудничества образовательного учреждения и семей через совместную образовательную, культурную, досуговую деятельность, направленную на поддержку и возрождение традиционных семейных и нравственных ценностей, традиционную культуру семейной жизни и семейного воспитания детей, для участников семейного клуба на базе МАОУ «Уренская СОШ № 2» был разработан проект «Семейные традиции».

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьей ребенка.

Практическая значимость проекта состоит в решении актуальной проблемы формирования семейных ценностей. Он является универсальным, и по разработанной технологии может быть реализован в любой школе.

 

 

 

Сроки реализации проекта: январь 2023 г. — декабрь 2023 г.

Реализация проекта поможет достичь новый, более качественный уровень для партнерства и сотрудничества школы и семей через совместную образовательную, культурную, досуговую деятельность обеих сторон.

Содержание проекта предполагает различные теоретические и практические формы работы: беседы, семинары, «круглые столы», деловые игры, презентации, индивидуальные и групповые консультации (по необходимости), экскурсии, праздники, игровые программы, мастер-классы, участие в акциях и конкурсах различного уровня. Формат участия: смешанный — очный и дистанционный.

В ходе реализации проекта участники включаются в совместную семейную деятельность следующей тематики: память о предках; здоровый образ жизни; труд; досуг; праздники; увлечения; творчество.

Все мероприятия проекта освещаются на странице сообщества Семейного клуба «Содружество» в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/public222926673?trackcode=ddc98746lxCAalPxhSCK0ZH7vrVzpbyE5_

5bUuCHw3kM9W2IhgcjcT6phfLoWZ3ZivSNu3iWjp7X8FlK45vZeR3_Mvzn)

 

 

 

 

План реализации проекта

 

 

Мероприятие

Срок

1 этап — организационный

1

Знакомство с семьями участников. Собрание «Давайте познакомимся!»

январь

2

Анкетирование «Отношение к семейным традициям» (входящее)

январь

3

Планирование деятельности

январь

2 этап — практический

4

Мини-проект «Моя родословная»

февраль

5

Массовые спортивные уличные игры «В гости к Масленице»

февраль

6

«Секреты моей бабушки». Презентация семейных кулинарных рецептов

март

7

Спортивные эстафеты «Мама, папа, я — любим спорт не зря!»

март

8

Лекторий для родителей «Как приобщить детей к чтению»

апрель

9

Онлайн-акция «Читаем всей семьей»

апрель

10

Семейная презентация «Герой нашей семьи»

май

11

Семейный музыкальный турнир «Караоке Star»

май

12

Конкурс видеороликов «Семейное увлечение»

июнь

13

«Папа, мама, брат и я — знающая ПДД семья»

июнь

14

Семейный квест «Мы — веселые туристы»

июль

15

Онлайн-челлендж «Утренняя зарядка всей семьей»

июль

16

Фотоконкурс «Наше семейное лето»

август

17

Проект «Наша семейная реликвия»

сентябрь

18

«Профессии моих родителей». Экскурсии на предприятия — место работы родителей

сентябрь

19

Игровая программа «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой»

октябрь

20

Конкурс фотоколлажей «Профессии нашей семьи»

октябрь

21

Подготовка видеопоздравления для мам от детей

ноябрь

22

Мастер-класс по изготовлению гипсовых фигурок «С любовью от мамы»

ноябрь

3 этап — итоговый

23

Анкетирование «Отношение к семейным традициям» (итоговое)

декабрь

24

Анализ участия семей в муниципальных и региональных конкурсах и акциях

декабрь

25

Презентация достижений проекта.

Фестиваль «Наши семейные традиции»

декабрь

 

Одним из критериев оценки эффективности реализации проекта стало входящее и итоговое анкетирование «Отношение к семейным традициям», которое помогло выявить и сравнить отношение участников проекта (взрослых и детей) к семейным традициям и ценностям. Результаты, полученные по завершении проекта, говорят о появлении заинтересованности не только среди детей, но и их родителей к происхождению своей фамилии, семейным реликвиям. Но самое главное — им нравится проводить время в кругу своей семьи.

 

 

 

 

В ходе реализации проекта его участники пробовали себя и в других конкурсах и акциях, направленных на раскрытие творческих способностей семьи, воспитание ценностного отношения к семье. Среди них — региональный конкурс «Святая Нижегородская земля» (третье место), участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя семейная реликвия», победы в муниципальных конкурсах «Родная мамочка моя», «Чтим и помним», «Семья и семейные ценности», «Мама, папа, брат и я — знающая ПДД семья», победа в муниципальном этапе и участие в региональном этапе конкурса «Моя семья в истории страны» и другие.

Участие в таких конкурсах позволило не только сблизиться всем членам семьи, но и вместе испытать азарт, радость и счастье, сопереживание и поддержку.

Еще одним из критериев оценки эффективности проекта «Семейные традиции» стало проведение итогового фестиваля «Наши семейные традиции». Семьи сами выбирали форму участия в нем по номинациям.

- Презентация видеовизиток на тему «Наши семейные традиции». В своих работах необходимо раскрыть образ жизни, систему ценностей семьи и совместный досуг.

- Участие в выставке «Семейные увлечения», на которой были представлены предметы семейного творчества.

- Организация творческих площадок, на которых были проведены различные мастер-классы.

По итогам фестиваля все семьи награждены дипломами за победу в различных номинациях: «Хранители традиций», «Самая спортивная семья», «Самая творческая семья», «Самая трудолюбивая семья» и т. д.

Дальнейшее развитие проекта предполагает охват более широкой целевой аудитории и разработку новых форм организации семейных событий, направленных на формирование семейных традиций и ценностей.

Очень важным является то, что для укрепления семейного счастья и сохранения так необходимого всем тепла и любви необходимо помнить и беречь семейные ценности, сохранять и приумножать семейные традиции и ритуалы, знать семейные истории и передавать их следующему поколению своего рода.

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета «Отношение к семейным традициям»

Опрос предназначен для всех участников проекта: и взрослых, и детей. Анкета используется как для входящего анкетирования, так и для итогового.

На каждый вопрос нужно дать один из ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить».

Вопросы

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

2. Соблюдаете ли вы традиции, заложенные в вашей семье ранее?

3. Знаете ли вы о происхождении вашей фамилии?

4. Есть ли в вашей семье семейные реликвии?

5. Отмечаете ли вы праздники всей семьей?

6. Делитесь ли вы своими проблемами или успехами с близкими людьми?

7. Принято ли в вашей семье устраивать совместные обеды или ужины?

8. Есть ли в вашей семье семейное увлечение?

9. Объединяет ли вашу семью совместный труд?

10. Поможет ли (помогло ли) вам участие в этом проекте лучше узнать друг друга?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — 2021 (утвержден приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286).

2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 264 с. ISBN 5-926802-37-7

3. Дементьева, И. Ф. Изменение института семьи в условиях глобализации / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. — 2013. — № 6. — С. 5-12.

 

Практика школьного воспитания № 2, 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм