Формирование семейных традиций – залог счастливой семьи
М. М. КОНДРЯ,
учитель начальных классов,
руководитель семейного клуба «Содружество»
МАОУ «Уренская СОШ № 2», г. Урень
В семье закладываются корни,
из которых вырастают потом
и ветви, и цветы, и плоды.
На моральном здоровье семьи строится
педагогическая мудрость школы.
В. А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обеспечивает: единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного начального общего образования» [1].
Семья — ячейка общества, малая социальная группа с присущими ей групповыми ценностями, традициями, перспективами (Психология семьи / https://ppt-online.org/-1264904). Радует то, что ценность семьи и семейного образа жизни остается для россиян достаточно высокой.
В нашей стране все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми.
Семейные ценности — это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение, это чувства, благодаря которым семья становится крепкой и единой. Их, конечно, формируют старшие поколения. Многие родители стремятся быть вовлеченными в жизнь ребенка, стараясь своим примером показывать благоприятные векторы развития. Но порой им не хватает помощи. Жизненные и образовательные ресурсы на тему воспитания детей периодически иссякают и требуют подпитки.
С целью создания условий для партнерства и сотрудничества образовательного учреждения и семей через совместную образовательную, культурную, досуговую деятельность, направленную на поддержку и возрождение традиционных семейных и нравственных ценностей, традиционную культуру семейной жизни и семейного воспитания детей, для участников семейного клуба на базе МАОУ «Уренская СОШ № 2» был разработан проект «Семейные традиции».
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьей ребенка.
Практическая значимость проекта состоит в решении актуальной проблемы формирования семейных ценностей. Он является универсальным, и по разработанной технологии может быть реализован в любой школе.
Сроки реализации проекта: январь 2023 г. — декабрь 2023 г.
Реализация проекта поможет достичь новый, более качественный уровень для партнерства и сотрудничества школы и семей через совместную образовательную, культурную, досуговую деятельность обеих сторон.
Содержание проекта предполагает различные теоретические и практические формы работы: беседы, семинары, «круглые столы», деловые игры, презентации, индивидуальные и групповые консультации (по необходимости), экскурсии, праздники, игровые программы, мастер-классы, участие в акциях и конкурсах различного уровня. Формат участия: смешанный — очный и дистанционный.
В ходе реализации проекта участники включаются в совместную семейную деятельность следующей тематики: память о предках; здоровый образ жизни; труд; досуг; праздники; увлечения; творчество.
Все мероприятия проекта освещаются на странице сообщества Семейного клуба «Содружество» в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/public222926673?trackcode=ddc98746lxCAalPxhSCK0ZH7vrVzpbyE5_
5bUuCHw3kM9W2IhgcjcT6phfLoWZ3ZivSNu3iWjp7X8FlK45vZeR3_Mvzn)
План реализации проекта
|
Мероприятие |
Срок |
1 этап — организационный |
||
1 |
Знакомство с семьями участников. Собрание «Давайте познакомимся!» |
январь |
2 |
Анкетирование «Отношение к семейным традициям» (входящее) |
январь |
3 |
Планирование деятельности |
январь |
2 этап — практический |
||
4 |
Мини-проект «Моя родословная» |
февраль |
5 |
Массовые спортивные уличные игры «В гости к Масленице» |
февраль |
6 |
«Секреты моей бабушки». Презентация семейных кулинарных рецептов |
март |
7 |
Спортивные эстафеты «Мама, папа, я — любим спорт не зря!» |
март |
8 |
Лекторий для родителей «Как приобщить детей к чтению» |
апрель |
9 |
Онлайн-акция «Читаем всей семьей» |
апрель |
10 |
Семейная презентация «Герой нашей семьи» |
май |
11 |
Семейный музыкальный турнир «Караоке Star» |
май |
12 |
Конкурс видеороликов «Семейное увлечение» |
июнь |
13 |
«Папа, мама, брат и я — знающая ПДД семья» |
июнь |
14 |
Семейный квест «Мы — веселые туристы» |
июль |
15 |
Онлайн-челлендж «Утренняя зарядка всей семьей» |
июль |
16 |
Фотоконкурс «Наше семейное лето» |
август |
17 |
Проект «Наша семейная реликвия» |
сентябрь |
18 |
«Профессии моих родителей». Экскурсии на предприятия — место работы родителей |
сентябрь |
19 |
Игровая программа «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой» |
октябрь |
20 |
Конкурс фотоколлажей «Профессии нашей семьи» |
октябрь |
21 |
Подготовка видеопоздравления для мам от детей |
ноябрь |
22 |
Мастер-класс по изготовлению гипсовых фигурок «С любовью от мамы» |
ноябрь |
3 этап — итоговый |
||
23 |
Анкетирование «Отношение к семейным традициям» (итоговое) |
декабрь |
24 |
Анализ участия семей в муниципальных и региональных конкурсах и акциях |
декабрь |
25 |
Презентация достижений проекта. Фестиваль «Наши семейные традиции» |
декабрь |
Одним из критериев оценки эффективности реализации проекта стало входящее и итоговое анкетирование «Отношение к семейным традициям», которое помогло выявить и сравнить отношение участников проекта (взрослых и детей) к семейным традициям и ценностям. Результаты, полученные по завершении проекта, говорят о появлении заинтересованности не только среди детей, но и их родителей к происхождению своей фамилии, семейным реликвиям. Но самое главное — им нравится проводить время в кругу своей семьи.
В ходе реализации проекта его участники пробовали себя и в других конкурсах и акциях, направленных на раскрытие творческих способностей семьи, воспитание ценностного отношения к семье. Среди них — региональный конкурс «Святая Нижегородская земля» (третье место), участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя семейная реликвия», победы в муниципальных конкурсах «Родная мамочка моя», «Чтим и помним», «Семья и семейные ценности», «Мама, папа, брат и я — знающая ПДД семья», победа в муниципальном этапе и участие в региональном этапе конкурса «Моя семья в истории страны» и другие.
Участие в таких конкурсах позволило не только сблизиться всем членам семьи, но и вместе испытать азарт, радость и счастье, сопереживание и поддержку.
Еще одним из критериев оценки эффективности проекта «Семейные традиции» стало проведение итогового фестиваля «Наши семейные традиции». Семьи сами выбирали форму участия в нем по номинациям.
- Презентация видеовизиток на тему «Наши семейные традиции». В своих работах необходимо раскрыть образ жизни, систему ценностей семьи и совместный досуг.
- Участие в выставке «Семейные увлечения», на которой были представлены предметы семейного творчества.
- Организация творческих площадок, на которых были проведены различные мастер-классы.
По итогам фестиваля все семьи награждены дипломами за победу в различных номинациях: «Хранители традиций», «Самая спортивная семья», «Самая творческая семья», «Самая трудолюбивая семья» и т. д.
Дальнейшее развитие проекта предполагает охват более широкой целевой аудитории и разработку новых форм организации семейных событий, направленных на формирование семейных традиций и ценностей.
Очень важным является то, что для укрепления семейного счастья и сохранения так необходимого всем тепла и любви необходимо помнить и беречь семейные ценности, сохранять и приумножать семейные традиции и ритуалы, знать семейные истории и передавать их следующему поколению своего рода.
Приложение 1
Анкета «Отношение к семейным традициям»
Опрос предназначен для всех участников проекта: и взрослых, и детей. Анкета используется как для входящего анкетирования, так и для итогового.
На каждый вопрос нужно дать один из ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить».
Вопросы
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
2. Соблюдаете ли вы традиции, заложенные в вашей семье ранее?
3. Знаете ли вы о происхождении вашей фамилии?
4. Есть ли в вашей семье семейные реликвии?
5. Отмечаете ли вы праздники всей семьей?
6. Делитесь ли вы своими проблемами или успехами с близкими людьми?
7. Принято ли в вашей семье устраивать совместные обеды или ужины?
8. Есть ли в вашей семье семейное увлечение?
9. Объединяет ли вашу семью совместный труд?
10. Поможет ли (помогло ли) вам участие в этом проекте лучше узнать друг друга?
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — 2021 (утвержден приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286).
2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 264 с. ISBN 5-926802-37-7
3. Дементьева, И. Ф. Изменение института семьи в условиях глобализации / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. — 2013. — № 6. — С. 5-12.
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: