Экологическое воспитание глухого ребенка: из опыта работы
С. И. ОРЕШНИКОВА,
учитель географии и ОБЖ
ГКОУ «Школа-интернат для глухих детей»
Приокского района, г. Нижний Новгород
Экологическое воспитание подрастающего поколения в современном обществе — одно из ведущих направлений воспитательной работы. Человек является неотъемлемой частью природы. И поэтому состояние природы, окружающей нас среды напрямую зависит от нашего к ней отношения. Основная цель экологического воспитания — это формирование у школьников экологической культуры как составляющей базовой культуры личности.
Формирование экологической культуры предполагает включение обучающихся в познавательную, ценностную и практико-ориентированную деятельность. Такая организация образовательной деятельности способствует комплексному воздействию на все сферы сознания личности. Важнейшей особенностью формирования экологической культуры является мотивация деятельности.
Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В. Н. Мясищев отмечал, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20—30 % зависят от его интеллекта, а на 70—80 % — от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести [1]. Практика обучения показывает снижение мотивации у неслышащих школьников. Исследования Е. Г. Речицкой показали, что на первом месте среди мотивов у глухого ребенка находится обучение ради хороших оценок, на втором — стремление к лидерству [3].
Поэтому, решая задачи экологического воспитания в школе, необходимо темы для изучения, проблемы исследования выбирать таким образом, чтобы они были близки и понятны обучающимся, что позволит значительно повысить их мотивацию. Для этого лучше всего использовать краеведческий материал. В процессе узнавания природы родного города у детей формируется устойчивая потребность общения с природой. Включение школьников в изучение реальных природных объектов помогает наполнить личностным смыслом их экологическую культуру.
В активизации познавательной деятельности неслышащего ребенка на первый план выступает специальная работа по развитию его чувственного опыта. Отечественный сурдопедагог И. М. Соловьев указывает, что чувственное познание непременно сопровождается развитием абстрактной мысли и естественным образом влияет на формирование понятийного мышления, лежащего в основе всей учебно-познавательной деятельности. Развитие сенсорной базы учащихся позволяет компенсировать недостатки речевого и общего развития [2].
В рамках процесса экологического воспитания в нашей школе реализуется проект «Зеленый класс», в котором участвуют ученики начальных классов и среднего звена. Когда ребенок приходит в первый класс, у него еще нет достаточно устойчивых убеждений, интересов. Поэтому задача учителя — сформировать мышление и экологическую культуру каждого ученика, научить молодое поколение жить по законам природы, добиться, чтобы чувство личной ответственности за все живое на Земле, забота о сохранении окружающей среды стали чертами характера каждого человека.
Чтобы сформировать у глухого ребенка ответственное отношение к учебе, способность глубокого усвоения изучаемого материала, направить его мыслительную деятельность к самостоятельным размышлениям, необходимо развивать его сенсорную базу. Наш экологический проект реализует два важнейших методологических принципа, используемых в работе с глухими детьми, — это личностно-деятельностный и практико-ориентированный подход. Реализация проекта «Зеленый класс» помогает школьникам осознать взаимосвязь здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья.
Особое место в реализации этих принципов отводится предметно-практической деятельности, которая рассматривается в сурдопедагогике как средство коррекции и компенсации всех сторон психики школьника с недостатками слуха в соответствии с психологической теорией о деятельностной детерминации психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). Практическая деятельность рассматривается как отправная точка и база разностороннего развития неслышащего школьника, а опора на чувственную основу познания в формировании высших психических функций и усвоении языка способствует выравниванию имеющихся отклонений в развитии и предупреждению последующих трудностей.
Работа по экологическому воспитанию детей в рамках проекта «Зеленый класс» в нашей школе проводится уже несколько лет и на уроках, и во внеурочное время. Так как применение полученных экологических знаний на практике особенно важно для глухого ребенка, мы привлекаем учеников к активному участию в различных акциях. Это:
- сбор макулатуры, сдача ее в экопункт. Полученные от сдачи макулатуры денежные средства школьники жертвуют приютам для бездомных животных;
- сбор пластиковых крышек для благотворительных целей (акция «Волшебная крышечка»);
- благоустройство и озеленение школьного участка (посадка деревьев и цветов);
- оказание помощи в уборке мусора в Ботаническом саду.
Участие в этих акциях позволяет сформировать у детей ответственность за собственное поведение, помогает им понять, что сделать окружающий нас мир чище и прекрасней под силу каждому.
Наша школа-интернат расположена на территории памятника природы регионального значения «Щёлоковский хутор», который и был выбран в качестве объекта изучения, так как очевиден его образовательно-воспитательный потенциал. Включение школьников в изучение реальных объектов окружающей их природы помогает реализовать идеи экологического образования и воспитания, а также наполнить личностным смыслом экологическую культуру. Полученные знания о родном крае, родном городе, районе комплексно воздействуют на все сферы сознания личности — интеллектуальную, эмоциональную, волевую. В рамках этого направления учащиеся нашей школы работают над созданием экологической тропы на территории пришкольного участка. Экологическая тропа несет в себе огромный потенциал в деле формирования экологической культуры детей, а также помогает в реализации ландшафтного образования, давая возможность школьникам осознать свою сопричастность к решению проблем городского ландшафта, ощутить себя ответственным за собственную деятельность в городской среде. Участвуя в работе по созданию экологической тропы, ребята пробуют себя и в роли биолога, определяя и знакомясь с растениями Красной книги Нижегородской области, и в роли картографа при составлении картосхемы маршрута, и в роли гида, проводя экскурсии для младших учеников.
Для работы со старшеклассниками во внеурочное время (кружок, факультатив) была разработана авторская программа «Экология родного края». Программа курса состоит из трех блоков: теоретического, практического и коммуникативного. Теоретический блок содержит материал по изучаемой теме и направлен на формирование одного из элементов экологической культуры — экологических знаний. Практическая часть включает в себя задания на применение полученных знаний и самостоятельное решение проблем, творческие задания, а также проведение практических работ по оценке экологического состояния района, в котором расположена наша школа. Также в рамках этого блока учащиеся выполняют небольшие проекты, что способствует формированию навыков проектной деятельности. Коммуникативный блок дает возможность познакомиться с наиболее важными датами экологического календаря, обсудить изученные ранее экологические проблемы, а также направлен на расширение активного словарного запаса глухих детей.
Проект «Зеленый класс» формирует у ребят экологическую грамотность, навыки здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. Он позволяет решить ряд важнейших задач:
- сформировать систему экологических знаний, отражающих уникальность родного края, являющихся личностно-значимыми для учащихся;
- обобщить знания о целостности территории Нижегородской области, решении экологических проблем в контексте взаимодействия человека и природы;
- сформировать ценностные отношения к своему родному краю и человеку как части природы;
- развивать патриотические и гражданские чувства, ответственное отношение к своей Родине;
- сформировать субъектный опыт принятия экологически целесообразных решений на конкретном территориальном уровне.
Одним из важнейших моментов в достижении целей экологического воспитания является взаимодействие школы и семьи. Экологическое образование — это непрерывный процесс, который должен осуществляться не только в школе, но и дома. Первое знакомство детей с природой начинается совместно с родителями, поэтому главным помощником и советчиком для ребенка в понимании взаимосвязи человека и природы является его семья. Именно у родителей дети будут перенимать модель поведения, жизненный опыт, который в дальнейшем повлияет на их отношение к нашему общему дому — планете Земля.
В нашей школе уже стало доброй традицией проводить совместные с родителями экологические субботники по уборке и озеленению пришкольной территории. К участию во всех экологических акциях всегда приглашаются и родители. Большую помощь они оказывают нам в сборе вторсырья (это и макулатура, и пластиковые бутылки, и батарейки), что положительно влияет на мотивацию и самих детей. Сейчас проходит акция «Сто добрых дел», приуроченная к столетнему юбилею школы. В рамках этой акции ребята вместе с родителями покупают корм приюту для бездомных животных.
Участие в экологическом проекте «Зеленый класс» формирует навыки общения, самостоятельной работы, вовлекает школьников в учебную деятельность, превращая их в активного участника данного процесса, способствует повышению социальной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мясищев, В. Н. Психология отношений. — Москва : Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 400 с. ISBN 978-5-89502-790-5
2. Психология глухих детей / под редакцией И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — 2-е изд., стереот. — Москва : Советский спорт, 2006. — 448 с. : ил. — (Золотые страницы сурдопедагогики). ISBN 5-9718-0124-4
3. Сурдопедагогика: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / [И. Г. Багрова и др.]; под ред. Е. Г. Речицкой. — Москва : ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01320-3
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: