Откроем секреты общения!
М. А. БЕЗУМНОВА,
учитель начальных классов
МБОУ школа № 9, г. Кулебаки
Каждый человек живет в обществе, и его отношения с окружающими людьми влияют на его качество жизни и благополучие. Все мы хотим жить в мире и гармонии, но конфликты возникают довольно часто. В детском сообществе, к сожалению, существуют такие же проблемы.
Общение ребенка с взрослыми и сверстниками дает возможность усваивать эталоны социальных норм поведения. Приходя в первый класс, маленький школьник сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. И я, как классный руководитель, должна создать благоприятные условия для приобретения детьми социальных знаний, позитивного отношения к ценностям общества. Поэтому и был разработан классный час «Секреты общения».
Он предназначен для учеников начальной школы и направлен на формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде, вежливости и взаимоуважении. Ведь общение — это одно из условий гармоничного развития личности ребенка.
Цель: способствовать развитию доверительных, доброжелательных и товарищеских отношений между учениками класса; содействовать проявлению детьми положительных нравственных качеств; формировать навыки дружелюбного общения, проявления тактичности при работе в группе.
Задачи: формирование коммуникативной культуры, развитие информационно-медийного направления.
Оборудование: SMART-презентация классного часа «Секреты общения», интерактивная панель, три ноутбука для работы в группах (командах), видеоролик «Притча о доброте» (https://disk.yandex.ru/i/XgpaZS1KMmSBxw), «мешочки с секретами общения».
Предварительная работа
- Обсуждение с родителями детей о возможной помощи при создании газеты.
- Приглашение родителей — помощников (один человек на команду).
Ход классного часа
1. Организационно-мотивационный этап
(задача этапа — создание условий для появления предвкушения положительных, радостных эмоций в познании нового и интересного)
«Здравствуйте!» —
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
(В. Солоухин «Здравствуйте»)
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. А теперь садитесь.
2. Целеполагание
(задача этапа — содействие эмоциональной включенности класса в обсуждаемую тему)
Учитель: Дорогие ребята! В нашей школе активно работает информационно-медийный центр. И нам тоже предстоит создать номер газеты. Тему вы должны определить сами.
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили?
– Я дружил.
– И я дружил.
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.
(В. Орлов «Кто первый?»)
Учитель: Так о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей)
– Правильно, об умении общаться, о доброте и вежливости. Мы будем говорить о самых важных качествах человека, которые помогают в общении друг с другом, будем раскрывать секреты общения. Тема нашего классного часа — «Секреты общения».
3. Организация совместной деятельности
(задача этапа — формирование эффекта ожидаемого свершения, удовлетворения интереса познать, увидеть, услышать)
Учитель: Какой секрет общения поможет раскрыть притча?
На экране демонстрируется видеоролик «Притча о доброте» (https://disk.yandex.ru/i/XgpaZS1KMmSBxw).
Учитель: Почему продавец пошел на уступки? (Он был добрый. Девочка была очень вежлива. Она хотела сделать подарок своей сестре, чтобы та улыбнулась)
А можно ли человека заставить быть добрым? (Нет) Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.
В народе говорят: «Доброта, что солнце», «Доброе слово, что ясный день», «Где тепло, тут и добро», «При солнышке тепло, при матери добро». Почему выбраны именно такие сравнения? (доброта, как и солнце, всех согревает, дарит свое тепло. Доброе слово приятно так же как ясный погожий день)
Какую же тайну общения помогла раскрыть притча? (Быть добрым)
Учитель раскрывает на доске первый «мешочек с секретом общения».
У доброты есть важное качество — чем больше ты даришь ее людям, тем больше к тебе возвращается.
С людьми, которые не знают этого секрета, может произойти самое страшное.
Учитель читает рассказ Е. Пермяка «Самое страшное». Участники внимательно слушают. После прочтения дети отвечают на поставленные вопросы, обмениваются мнениями, высказывают свое отношение к герою.
«САМОЕ СТРАШНОЕ»
(Евгений Пермяк)
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи корчил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзику усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все¸. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал.
Подошел, было, Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки стирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек.
Учитель: Так что же самое страшное для человека? (ответы детей)
Почему Вова остался один на свете? (ответы детей)
Что бы вы посоветовали герою рассказа? (ответы детей — быть вежливым по отношению к окружающим)
Назовите второй секрет общения. (Будь вежливым)
Учитель раскрывает на доске «мешочек с секретом общения».
Относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Запомните это золотое правило и пользуйтесь им всю жизнь.
Учитель показывает на доске три смайлика.
Учитель: С каким из этих персонажей вы бы хотели общаться? Почему? (ответы детей)
Верно! Когда человек улыбается, общение с ним становится намного приятнее. Назовите следующий секрет успешного общения. (Дарить улыбку)
Учитель раскрывает на доске «мешочек с секретом общения».
Учитель: Давайте вспомним, какие еще качества должны жить в сердце каждого человека, чтобы и в нашем классе всегда светило солнце счастья. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо».
Дети вместе с учителем прикрепляют лучики с хорошими качествами к солнышку, а плохие «прячут за тучку» (дружба, честность, взаимопонимание, трудолюбие, любовь, доброта, вежливость, взаимопомощь, чуткость, честь, совесть, отзывчивость, уважение, порядочность, терпение, неряшливость, эгоизм, трусость, подлость, предательство, злость, наглость, грубость, хамство, ябедничество, хулиганство, воровство, вранье, жестокость, равнодушие, болтливость).
Учитель: А теперь встаньте те, кто ни дня не обходится без вежливых слов. (дети выполняют) Подпрыгните те, у кого всегда позитивное настроение. (дети выполняют) Отлично! Давайте подарим друг другу аплодисменты и поделимся секретами общения в нашей газете.
4. Организация работы в группах. Создание газеты
(задача этапа — вывод опыта на осознаваемый уровень как индивидуальное и коллективное осмысление прошедшего, своеобразное закрепление на дальнейшее продолжение и участие в совместной деятельности)
Учитель: Как бы вы назвали свою газету? Выберите название.
1. «Секреты общения»
2. «Спеши творить добро»
3. «Ежели вы вежливы»
(дети выбирают название из предложенных учителем вариантов)
Учитель: Каждая газета имеет разделы — РУБРИКИ. Сколько рубрик выбираете вы?
Какой материал мы будем размещать? (Общение со сверстниками. Общение со взрослыми. Правила дружбы)
Расскажем, каковы секреты общения, подберем пословицы, стихи.
Родители: Ребята, когда мы узнали, какую тему вы сегодня будете обсуждать, решили, что нам просто необходимо прийти. Ведь нам очень важно, чтобы вы умели правильно общаться с окружающими. Мы очень хотим, чтобы у вас было много друзей. А сегодня мы будем вашими помощниками в создании газеты.
Учитель: Сейчас важно, чтобы каждый из вас выбрал ту рубрику, в которой хотел бы поработать.
Родители и дети делятся на группы.
Группа ¹ 1 — оформить рубрику «Общение. Правила общения».
Группа ¹ 2 — рубрики «Пословицы и поговорки», «Стихи».
Группа ¹ 3 — подобрать иллюстрации для газеты.
Участники работают в группах и отбирают собранный материал для номера, оформляют газету.
5. Презентация газеты (защита)
План выступления участников по защите рубрик:
1. Мы работали над созданием рубрики…
2. Что делали?
3. Особенно нам понравилось…
6. Рефлексия
(задача этапа — соизмерение поставленных задач с результатами командной деятельности)
Подведем итоги.
- Какой важной теме сегодня был посвящен классный час?
- Перечислите секреты общения.
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: