К 120-летию со дня рождения А. П. Гайдара
Ю. А. БУЛЫГИНА,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 141» Сормовского района,
г. Нижний Новгород
В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова).
Аркадий Гайдар рано повзрослел, но сумел стать настоящим классиком именно детской и юношеской литературы. Его произведения и сегодня продолжают воспитывать в молодых читателях лучшие качества: верность дружбе и данному слову, любовь к Родине, честность, открытость.
С творчеством Аркадия Гайдара важно знакомить детей в каждом классе, рассматривая различные жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в семье, при общении со сверстниками. Поступки героев его книг в дальнейшем помогут ребятам совершать добрые дела, принимать правильные решения в жизни.
Главная мысль рассказа «Совесть» в том, что любой поступок, который сам человек считает плохим, заставляет его испытывать муки совести. «Нет! Не жалко ей было украденного завтрака… тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть». Прочитав этот рассказ, понимаешь, что жить надо так, чтобы тебе не было стыдно перед самим собой.
Сказка «Горячий камень» заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что действительно важно. Невозможно прожить всю жизнь, не ведая печали, нужно уметь достойно переносить все испытания.
В повести «Тимур и его команда» писатель показал детям, что в любом возрасте и в любой ситуации нужно оставаться порядочным, честным, отзывчивым человеком, помогать тем, кто нуждается в помощи (одиноким пожилым людям, детям), и делать это бескорыстно.
Ситуация в семье Светланы из рассказа «Голубая чашка» помогает понять, что любимого и родного человека надо постараться понять, простить и не таить обиду.
В книгах Аркадия Гайдара всегда есть примеры мужества, благородства, доброты, которым надо учиться всю жизнь.
Своих учеников я знакомлю не только с произведениями нашего земляка из г. Арзамаса. Знакомство с его биографией проходит по устным рассказам, по видеоурокам (https://www.youtube.com/watch?v=RVVmhmTMjFk), поиску интересных фактов из жизни писателя, а также дальнейшее представление информации за «круглым столом». Такие методы работы помогают детям лучше запоминать материал. Работа над произведениями проводится в различных формах (разгадывание ребусов, составление самими учениками вопросов к рассказам, викторины, тесты и др.). Предлагаю в этой статье некоторые варианты заданий по классам.
Ребусы и вопросы к рассказу «Совесть» (1—2 класс)
Разгадайте ребусы и вспомните последовательность рассказа «Совесть», используя получившиеся слова.
Ответы на ребусы: 1. Нина 2. завтрак 3. учебники 4. куст 5. малыш 6. прогульщик 7. собака 8. совесть
(ребусы составлены с использованием сайта:
«Генератор ребусов» (https://rebuskids.ru/create-rebus))
Тест к рассказу А. Гайдара
«Горячий камень» (2 класс)
1. Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?
а) за яблоками б) за грушами в) помочь в уборке урожая
2. Почему сторожу удалось быстро поймать мальчика?
а) испугался пистолета и сам сдался
б) зацепился за гвоздь, порвал штаны и упал в крыжовник
в) не смог запрыгнуть на забор, сторож успел схватить мальчика
3. Как сторож наказал Ивашку?
а) отвёл в милицию б) отшлёпал ремнем в) наказания не было
4. Куда от стыда забрёл мальчик?
а) в березовую рощу б) в лес на болото в) на поле
5. Где Ивашка прочитал такие слова: «Кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала»?
а) на заборе б) на калитке в) на камне
6. Кто ужалил мальчика через штаны?
а) оса б) горячий камень в) крапива
7. Почему Ивашка стал втаскивать камень на гору?
а) чтобы не расстраивать сторожа
б) чтобы показать свою силу
в) чтобы помочь сторожу
8. О чем думал мальчик, когда толкал камень?
а) пожилым людям надо помогать
б) пусть все знают, что я сильный
в) я втащу камень на гору, а старик придет, разобьет камень и помолодеет
9. Почему старик не стал разбивать камень?
а) я не хочу начинать жить сначала, я и так счастлив
б) старику не хватило сил разбить камень
в) старик не смог подняться на гору
10. Почему старик считает себя счастливым? (выбери два ответа)
а) много пережил б) много внуков в) остался жив
11. Что произошло с камнем спустя много лет?
а) его украли б) его разбили в) он так и лежит на горе не разбитым
Викторина к рассказу А. Гайдара
«Голубая чашка» (3 класс)
1. Где поселилась Светлана с родителями? (семья поселилась на даче под Москвой)
2. Что заставила всех делать мама? (мама попросила дочь и мужа наводить порядок в доме)
3. Кто пришел в гости к маме Марусе? (к маме пришел знакомый летчик, и они долго беседовали)
4. Что решила сделать Светлана с папой в отсутствии мамы? (Светлана с папой решили сделать вертушку на крыше дома)
5. Что сказала мама им после своего возвращения? (Маруся сказала, что они занимаются не делом, а ерундой)
6. Из-за чего рассердилась Маруся на членов семьи? (мама рассердилась из-за любимой голубой чашки, которая разбилась)
7. Почему мама уехала в город? (она подумала, что ее чашку разбили папа со Светланой)
8. Что принесла мама со станции для дочки и мужа? (Маруся принесла дочке яблоко, а мужу — табак)
9. Кто разбил любимую мамину чашку? (чашку разбили мыши)
10. Куда ушли дочка с отцом? (папа с дочкой ушли гулять подальше от дома в поле, так как им были неприятны несправедливые обвинения мамы)
11. О чем Светлана попросила рассказать папу? (Света хотела узнать, как он познакомился с мамой)
12. Что делали во время прогулки папа и Света? (они собирали цветы, беседовали, останавливались и отдыхали, любовались природой)
13. Кого испугалась Светлана, когда пошла купаться? (Светлана испугалась лягушек)
14. Кто наколол руки папе и Свете? (руки героям наколол еж)
15. Куда отпустили ежа? (ежа отпустили в студеный ручей)
16. К кому в гости зашли папа и Света? (папа с дочкой зашли к тете Валентине)
17. Какие ягоды ел Федор — сын тети Валентины? (Федор ел малину)
18. Что отец Светы отдал Федору? (папа отдал Феде пряники, всякую всячину из путевого мешка)
19. Где Федя спрятал пряники? (пряники были спрятаны в капустной грядке)
20. Кого подарил Федя Светлане? (Федя подарил Свете котенка)
21. В каком платье Маруся встречала беглецов? (мама встречала беглецов в платье красного цвета)
22. Подберите пословицу к рассказу «Голубая чашка». (Вся семья вместе — так и душа на месте. Согласную семью и горе не берет. Лучше самому терпеть, чем обижать другого.)
Кроссворд по повести А. Гайдара
«Тимур и его команда» (4 класс)
По горизонтали:
1. В эту игру Тимур научил играть девочку Женю.
3. Как Оля ошибочно называла Тимура?
4. Что надели ребята на голову, когда слушали стихи Тимура?
7. Что написали в письме тимуровцы для шайки Михаила Квакина?
8. Фамилия Жени.
12. Кто принес письмо (телеграмму) девочкам на даче?
15. Какой знак ставили тимуровцы на дома, жителям которых помогали?
16. Имя старшей сестры.
18. Что нарисовали хулиганы в ответном письме тимуровцам?
19. Как Мишка Квакин называл Тимура?
20. Кого в деревне звали Катериной?
По вертикали:
2. На чем Тимур довез Женю в Москву?
5. Что сделал Тимур в огороде для девочки Тани, которая всегда плакала?
6. Куда тимуровцы заперли ребят из шайки Квакина, оставив записку «Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей»?
9. В каком звании был отец Жени и Оли?
10. Что написали тимуровцы на карте перед отъездом домой?
11. Что подняли тимуровцы над своим штабом в честь отъезда Коли Колокольчикова?
13. В каком городе жила Женя?
14. Кем был Тимур?
17. Какой игрушкой Женя развеселила плачущую Таню?
(кроссворд составлен с использованием сайта «Создать кроссворд онлайн с вопросами, ответами, ключевым словом для занятий, уроков и портфолио в форме интерактивной игры» (https://vneuroka.ru/krossvord_sozdat_online_iz_svoih_slov /))
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: