Родительский авторитет: данность или саморазвитие?
О. Н. СВИЩ,
учитель биологии МБОУ «Школа № 88 «Новинская»
Приокского района, г. Нижний Новгород
Авторитет, сделанный специально
для детей, существовать не может…
А. С. Макаренко
Многие родители считают, что они являются авторитетом для своих детей только потому, что они родители. В младшем возрасте это может быть и так. Но постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к взрослым, которым они до сих пор полностью доверяли. Если родители не являются авторитетом для ребенка, это место будут занимать другие люди: друзья, одноклассники, посторонние взрослые. Являясь классным руководителем шестого класса, где ребятам по 11—12 лет, тема родительского собрания про авторитет стала актуальной.
При его подготовке возник ряд вопросов: «Что взять за основу собрания?», «Может обратиться к психологу школы и совместно провести собрание?», «Как донести до родителей — какой авторитет ложный, а какой правильный?». Вспомнились труды советского педагога и писателя А. С. Макаренко. Я с большим уважением отношусь к его творчеству, люблю перечитывать «Педагогическую поэму», художественно-документальные произведения. Как писал Антон Семенович, «воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома…», «…словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство». С его словами нельзя не согласиться, они актуальны всегда. Любое словесное воспитание должно подкрепляться действиями не только со стороны ребенка, но и взрослых. Поэтому было принято решение провести родительское собрание, опираясь на идеи воспитания А. С. Макаренко. Даже если после нашего собрания только единицы родителей прочитают книги Антона Семеновича, моя работа была сделана не зря.
Цель такого родительского собрания заключается в формировании осознанного понимания роли родительского авторитета в воспитании ребенка. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- определить, из каких составляющих складывается авторитет;
- понять способы формирования родительского авторитета;
- познакомить родителей с видами «ложного» родительского авторитета по А. С. Макаренко;
- сформировать осознанное понимание того, как правильно выстроить отношения с ребенком;
- рекомендовать методическую литературу по теме.
Родителям было предложено построить лестницу целеполагания.
Участникам родительского собрания задали вопросы:
- Ребенку необходим родительский авторитет?
- Зачем он нужен?
- Как мы будем этого добиваться?
Многие пришли к мнению, что родительский авторитет является неотъемлемой ценностью в воспитании детей.
На следующем этапе родители ознакомились с видами «ложного» родительского авторитета, сформулированными А. С. Макаренко, отвечали на вопрос: «Кто знал раньше, что есть такие виды авторитета?».
Потом по очереди назывались виды авторитета, начиная со слов «Встаньте те, кто из вас применял или применяет авторитет…» (прием «Взлет-посадка»).
Как выяснилось, многие родители слышали и применяли (и сейчас применяют) эти виды родительского авторитета, но не знали, что они «ложные». Даже «авторитет любви» и «авторитет дружбы» приводят к отрицательным последствиям. А настоящий родительский авторитет исключает авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.
Многие родители высказали свое мнение, что хотели бы скорректировать подходы к воспитанию своего ребенка. Работая над ошибками, стоит стремиться к развитию здорового родительского авторитета, и это никогда не поздно.
Чтобы определить понятие «родительский авторитет», участникам собрания было предложено выбрать из списка компоненты, составляющие это понятие. Так родители пришли к мнению, что самыми важными являются:
- поступки взрослых;
- отношение мамы и папы к труду и работе;
- взаимоотношения между родителями;
- благоприятная атмосфера семейных отношений, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзей;
- семейный авторитет (ваши родители и ближайшие родственники);
- семейные традиции и праздники.
С целью формирования правильности принятых решений необходимо понимать, чему учить ребенка и как поступать родителям в той или иной ситуации. Родителям надо было распределить требования на две группы: «Чему следует научить ребенка?» и «Как следует поступать родителям?».
В ходе выполнения задания некоторые участники собрания пришли к мнению, что в перечне есть требования, которые относятся как к одной группе, так и ко второй. Например,
- уважать старших;
- понимать границы своей дозволенности;
- признавать свои ошибки;
- умение вести себя в общественных местах;
- соблюдать установленные в семье правила;
- использовать диалог вместо спора.
На этапе рефлексии участники собрания высказали свое мнение, начиная со слов «Раньше я думал, теперь я знаю…».
Это родительское собрание помогло разобраться, что «авторитет любви» учит ребенка быть расчетливым манипулятором, эгоистом и лжецом; обманчив и «авторитет дружбы», где ни о какой дружбе речи не идет, ведь панибратство разрушает авторитет; а «авторитет доброты» растит наглеющее дитя. Только через диалог, принятие и понимание взрослых и детей можно выстроить правильный родительский авторитет.
ЛИТЕРАТУРА
1. А. С. Макаренко. Книга для родителей : текст электронный. — URL: https://дошкольная-гимназия-митино.рф/ssl/u/b8/c0508a02bb11e7b52187a27c116f12/-/Макаренко.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
2. А. С. Макаренко. Общение с трудными детьми : текст электронный. — URL: https://www.absolute-school.ru/upload/iblock/79d/79d075598d55e8ed39b5452... (дата обращения: 15.02.2024).
3. Лекции о воспитании детей (Макаренко): текст электронный. — URL: https://ru. m.wikisource.org/wiki/ (дата обращения: 15.02.2024).
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: