Сохраняя и преумножая традиции
М. А. ЯКОВЛЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения ГБОУ ДПО НИРО |
Кафедра физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения является одной из самых молодых: в своем современном виде она появилась в 2020 году. При этом ее предшественниками были кафедра кафедры теории и методики физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности и кафедра здоровьесбережения в образовании.
Кафедра кафедры теории и методики физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности образована в 1999 году. Ее первым заведующим был профессор, доктор педагогических наук, действительный член Академии гуманитарных наук, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации Вадим Тихонович Чичикин. За период профессиональной деятельности В. Т. Чичикиным написано множество учебно-методических и научно-методических работ, наиболее значимыми из которых являются издания: «Профессиональная готовность педагога», «Структура и регуляция профессиональной готовности педагога физической культуры», «Организационно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении», «Контроль эффективности физического воспитания учащихся». Вадим Тихонович создал научную школу, главным направлением которой является формирование готовности будущих педагогов физической культуры к реализации функций профессиональной деятельности. Его ученики — Елена Николаевна Фомичева (в 2014 году она возглавила кафедру) и Артем Владимирович Фомичев продолжают дело своего учителя.
Большой вклад в развитие физической культуры региона внес кандидат педагогических наук, доцент П. В. Игнатьев, занимаясь инновационными технологиями, в том числе технологиями физической подготовки учащихся, формируя у них интерес к занятиям и дальнейшему поступлению в спортивные вузы страны.
Курирование предметной области ОБЖ на кафедре вели кандидат военных наук, профессор В. И. Пичененко и кандидат биологических наук, доцент А. А. Лекомцева. Под их непосредственным руководством действовали стажерские и инновационные площадки, педагоги разработали методические рекомендации для учителей и учащихся по вопросам безопасности.
Одна из важнейших задач кафедры состояла в методическом и организационном сопровождении аттестации педагогов и учителей физической культуры Нижегородской области. Она осуществляется и сейчас благодаря Н. Е. Олейниковой.
Кафедра здоровьесбережения в образовании была создана в 2010 году на базе одноименной лаборатории. Возглавила кафедру доктор биологических наук, профессор О. С. Гладышева, которая работала в этом качестве до 2020 года. После объединения кафедр направления работы не изменились, и весь накопленный потенциал продолжает развиваться.
Научная и педагогическая деятельность этой кафедры посвящена одному из ведущих направлений в современной образовательной политике — вопросам охраны и укрепления здоровья детей и формирование у них культуры здорового и безопасного образа жизни. Созданы интегрированные программы и методические комплексы для дошкольников, учащихся всех возрастных периодов, которые полностью соответствуют ФГОС. Уроки здоровья, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры, благодаря наличию методического комплекса, диагностического сопровождения, широко используются не только в педагогической практике Нижегородской области, но и на территории Российской Федерации. Они были опубликованы в изданиях ИД «Первое сентября» (г. Москва).
Одной из важнейших сфер стала многолетняя экспериментальная работа в образовательных учреждениях Нижегородской области, в ходе которой был разработан системный подход в реализации здоровьесберегающей деятельности (представлен в монографии «Системная модель деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья учащихся»). Данный подход был применен в практике работы МБОУ СОШ № 8 г. Кстово (стала победителем конкурса «Школы здоровья России»), МБОУ СОШ № 1 г. Сарова (получила Золотую медаль Национальной премии в области образования «Элита Российского образования»). Следует отметить сетевые проекты «Нижегородская школа — территория здоровья», «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы на карте региона».
Педагоги кафедры внесли свой вклад в проведение общественной экспертизы различных материалов и докладов по вопросам здоровьесбережения по поручению Министерства образования и науки РФ.
Результаты инновационной и экспериментальной работы нашли свое отражение в докладах всероссийских и международных конференций. Кафедра является инициатором и организатором конференции «Дети с ОВЗ. Проблемы здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях». Контент материалов размещен на информационном ресурсе ГБОУ ДПО НИРО (V Всероссийская конференция «Дети с ОВЗ. Проблемы здоровьесберегающей деятельности в ОО» (2022 год) (gounn.ru), VI Межрегиональная научно-практическая конференция «Дети с ОВЗ. Проблемы здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации» (gounn.ru)).
Активно ведется работа по повышению квалификации педагогических работников в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников и учеников, тематика курсов и их содержание постоянно обновляются в связи с новыми вызовами и концептуально заданными направлениями в российском образовании.
Кафедра курирует региональные этапы Всероссийских конкурсов «Разговор о правильном питании», «Школа здоровья России», «Учитель здоровья России».
Следует отметить, что за весь период существования кадровый состав кафедры здоровьесбережения в образовании не изменился и это служит подтверждением того, что все педагоги кафедры занимаются любимым делом, посвятив ему немалую часть своей жизни.
Вся деятельность кафедры отражена на странице сайта НИРО: Кафедра физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения / Нижегородский институт развития образования (nnov.ru).
В настоящее время кафедра продолжает работу по основным направлениям.
Содержание деятельности кафедры,
ее основные направления
Помимо перечисленного педагоги активно включены в региональные и всероссийские проекты:
- Всероссийские и региональные олимпиады по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» (Фомичева Е. Н., Абросимова И. Ю.);
- «Современная школа» — организационно-методическое сопровождение образовательной деятельности в Центрах образования «Точка роста» (Фомичева Е. Н., Абросимова И. Ю.);
- сопровождение мероприятий «Концепции преподавания предметной области «ОБЖ» и «Физическая культура» (Фомичев А. В., Абросимова И. Ю.);
- региональные и федеральные программы «Спорт — норма жизни», «Успех каждого ребенка», «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 г.» (Фомичев А. В.);
- Школа Минпросвещения России (Гладышева О. С., Кузоватова Е. Е., Яковлева М. А.);
- реализация обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО по предметным областям (Яковлева М. А., Фомичева Е. Н., Абросимова И. Ю., Фомичев А. В.).
Кафедра физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения постоянно развивается и устремлена в будущее, так как ее сотрудники занимаются самым важным — здоровьем и безопасностью детей.
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: