Квест как способ развития познавательной активности школьников
Л. Г. МИТЕНКОВА,
учитель информатики
МБОУ «Школа № 6», г. Богородск
Изменения, которые происходят в обществе в настоящее время, требуют от учителя использования в работе с детьми новых педагогических технологий, которые способствуют развитию личности ребенка, росту его творческой инициативы, формированию навыков самостоятельного ориентирования в информационном поле, универсального умения решать проблемы различного характера, возникающие как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
Опыт показывает, что современные школьники лучше усваивают новую информацию, которая была добыта и систематизирована ими самостоятельно в процессе обучения. Считаю, что использование квестов во внеурочной деятельности способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.
Что же такое квест? В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей, решение загадок.
Квест (quest в переводе с английского означает «поиск») — это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределенным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Сегодня «квест» — это игра по заранее продуманному сценарному плану, в которой нужно проявить интеллект, сообразительность, находчивость, интуицию, к тому же это активная форма отдыха.
Не первый год использую в практике для учеников 5—6-х классов соревнование между командами «В поисках клада» в виде квеста.
Игра проходит с использованием приложения «Сканер QR-кодов» и приложения LearningApps.org. Первое приложение позволяет формировать у школьников навык использования современного способа декодирования графической информации. Второе — дает возможность играть в режиме онлайн.
Цель квеста: создание условий для развития познавательных и коммуникативных способностей детей.
Задачи
Образовательные: формирование общих представлений о многообразии окружающих кодов и роли кодирования информации, практических навыков декодирования информации с помощью кодировочных таблиц и приложения «Сканер QR-кодов», умения работы с сервисом LearningApps.org.
Развивающие: развитие стремления к расширению кругозора, мотива учебной деятельности и личностного смысла учения, развитие образного и логического мышления.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, интереса и инициативы детей, терпимости и уважительного отношения к мнению других; формирование умения общаться и работать в команде.
Правила игры
Подготовка к игре начинается с разработки квеста в приложении LearningApps.org. Намечается маршрут и точки (станции), где участники делают остановки и выполняют задания; заготавливаются карточки с кодировочными таблицами или шифрами. На каждой станции должен быть ответственный, который выдает игрокам следующую кодировочную таблицу.
Предварительно класс разделяется на три команды. У каждой команды есть два смартфона (или смартфон и ноутбук). На один из смартфонов заранее устанавливается приложение «Сканер QR-кодов», другой смартфон (ноутбук) должен иметь постоянный выход в Интернет.
Используя приложение «Сканер QR-кодов», игроки попадают на страницу квеста сервиса LearningApps.org. С помощью приложения каждая команда расшифровывает текст задания, представленного в форме QR-кода, выполняет его, вносит ответ в поле сервиса и переходит к следующему заданию, передвигаясь по маршруту.
Чтобы игра была более интересной, можно задействовать библиотеку, столовую, актовый зал и другие помещения/площадки школы. Если команд несколько, необходимо разработать разные маршруты.
Примеры заданий
После выполнения очередного задания команда игроков отправляется в кабинет завучей, где получает следующий ключ.
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ё |
ж |
з |
и |
й |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ц |
ч |
ш |
щ |
ъ |
ы |
ь |
э |
ю |
я |
|
|
Команда снова декодирует QR-код из приложения LearningApps.org и получает новое задание, расшифровывает его с помощью ключа и подсказки.
Результат декодирования:
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами).
Отгадайте загадку
.-.-...-.....---….....--......-.-....-..-.....-…..-.-.-
.--.....-....-..-..---..-........--..---..--..-..........-.....-.-..-
Я — любимица ребят,
Ведь они во мне едят!
Ответ игроков: столовая.
После ввода ответа в сервисе LearningApps.org появляется сообщение:
Верно, отправляйтесь в столовую!
Там вы получите следующий ключ.
В игровой форме организована практическая работа по декодированию информации с использованием различных ключей и устройств. В разработке используются шифры Цезаря, замены и пляшущие человечки, азбука Морзе, флажковая азбука.
Квест лучше применять как форму организации досуга во время каникул или после уроков. Играть лучше малыми группами или организовать несколько команд, выбрав различные маршруты передвижения.
Использование в квесте приложения «Сканер QR-кодов» и сервиса LearningApps.org вызывает живой интерес у школьников. Многие слышали о QR-кодах, видели их, но не все ими пользовались. Даже родители зачастую не обладают знаниями по данному вопросу.
Представленная форма организации квеста способствует не только получению практических навыков декодирования информации, но и расширению кругозора, развитию логического мышления, мотивации учения, воспитанию чувства коллективизма и, конечно, помогает повторить программный материал по информатике за 5-й класс (тема «Кодирование
информации»).
Используя приложение «Сканер QR-кодов», игроки попадают на страницу квеста сервиса LearningApps.org. С помощью приложения каждая команда расшифровывает текст задания, представленного в форме QR-кода, выполняет его, вносит ответ в поле сервиса и переходит к следующему заданию, передвигаясь по маршруту.
Чтобы игра была более интересной, можно задействовать библиотеку, столовую, актовый зал и другие помещения/площадки школы. Если команд несколько, необходимо разработать разные маршруты.
Примеры заданий
После выполнения очередного задания команда игроков отправляется в кабинет завучей, где получает следующий ключ.
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ё |
ж |
з |
и |
й |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ц |
ч |
ш |
щ |
ъ |
ы |
ь |
э |
ю |
я |
|
|
Команда декодирует QR-код из приложения LearningApps.org, получает новое задание, расшифровывает его с помощью ключа и подсказки.
Результат декодирования:
«Шифр Цезаря» ROT3
Расшифруйте слово: лрчсупгхлнг
Ответ игроков: информатика.
После ввода ответа в сервисе LearningApps.org появляется сообщение:
Верно, отправляйтесь в кабинет информатики!
Участники игры направляются в кабинет информатики. Там они получают от учителя кодировочную таблицу для выполнения следующего задания.
Азбука Морзе
Команда снова декодирует QR-код из приложения LearningApps.org и получает новое задание, расшифровывает его с помощью ключа и подсказки.
Результат декодирования:
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами).
Отгадайте загадку
.-.-...-.....---….....--......-.-....-..-.....-…..-.-.-
.--.....-....-..-..---..-........--..---..--..-..........-.....-.-..-
Я — любимица ребят,
Ведь они во мне едят!
Ответ игроков: столовая.
После ввода ответа в сервисе LearningApps.org появляется сообщение:
Верно, отправляйтесь в столовую!
Там вы получите следующий ключ.
В игровой форме организована практическая работа по декодированию информации с использованием различных ключей и устройств. В разработке используются шифры Цезаря, замены и пляшущие человечки, азбука Морзе, флажковая азбука.
Квест лучше применять как форму организации досуга во время каникул или после уроков. Играть лучше малыми группами или организовать несколько команд, выбрав различные маршруты передвижения.
Использование в квесте приложения «Сканер QR-кодов» и сервиса LearningApps.org вызывает живой интерес у школьников. Многие слышали о QR-кодах, видели их, но не все ими пользовались. Даже родители зачастую не обладают знаниями по данному вопросу.
Представленная форма организации квеста способствует не только получению практических навыков декодирования информации, но и расширению кругозора, развитию логического мышления, мотивации учения, воспитанию чувства коллективизма и, конечно, помогает повторить программный материал по информатике за 5-й класс (тема «Кодирование
информации»).
Практика школьного воспитания № 2, 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: